Развитие ребенка от года до двух лет


  1. Начало эстетического воспитания ребенка
  2. Начало нравственного воспитания ребенка
  3. Наблюдение за жизнью взрослых и участие в ней ребенка
  4. Общение взрослых с детьми, развитие детей
  5. Почему нельзя бить ребенка
  6. Воспитание ребенка
  7. Умственное развитие ребенка
  8. Как гулять с ребенком
  9. Как научить ребенка убирать игрушки
  10. Как ребенок должен играть
  11. Занятия для развития речи детей
  12. Усвоение новых слов ребенком
  13. Темп развития речи у детей
  14. Развитие речи ребенка
  15. Развитие понимания речи ребенка
  16. Развитие движений ребенка
  17. Как приучить ребенка к горшку
  18. Приучение ребенка к опрятности
  19. Как научить ребенка есть самому
  20. Как кормить ребенка
  21. Как укладывать ребенка спать
  22. Режим для ребенка в возрасте от года до полутора лет
  23. Режим для ребенка в возрасте от полутора до 2 лет
  24. Ребенок от года до двух лет

Начало эстетического воспитания ребенка

Когда в семье играют на музыкальном инструменте, поют, танцуют с ребенком, то дети к двум годам радуются песне, слыша веселую мелодию, притопывают ножками, улыбаются, они начинают любить музыку.

Когда дети часто слышат: “Посмотри, какие красивые цветы, понюхай, как хорошо они пахнут” или “Какое красивое платье у этой девочки!”, то они уже сами начинают замечать яркие цвета, красивые растения, предметы. Это начало их эстетического развития.

…Мама Сережи (1 год 8 месяцев) надела новое платье, Сережа, глядя на нее, довольно улыбался. Был огорчен, когда мама, сняв голубое платье, надела, идя на работу, черное.

Мама купила Сереже кофточку с ярким рисунком - изображением знакомых ему предметов - пирамидок, матрешек, лошадок, кукол. Когда надела на него новую кофточку, он улыбался, поглаживал ее ручками, говоря “ннака!”, что у него означало - “красиво!”.

Чувства, которые ребенок испытывает, углубляясь и закрепляясь, могут стать зачатками складывающегося характера. К концу второго года у ребенка уже намечается основа этого характера.

Начало нравственного воспитания ребенка

С раннего возраста необходимо формировать у детей основы нравственных чувств. Если мать говорит малышу: “Не шуми, папа устал, он спит. Не разбуди папу”,- причем сама говорит шепотом, то ребенок, подражая ей, также ведет себя тихо, и если кто-то из взрослых нарушит тишину, малыш говорит: “Незя, папа пит”. Подобные факты могут служить признаком начала развития гуманных чувств у ребенка.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы, взаимной заботы членов семьи друг о друге, он и сам растет доброжелательным, заботливым. Конечно, одной этой атмосферы мало, надо, чтобы с раннего возраста ребенок привык считаться с другими людьми, что-либо делать для них: “Говори тихо, как я,- наша соседка заболела”, “Подай дедушке туфли”, “Принеси бабушке газету, очки”, “Не входи к тете в комнату, не постучавши. Постучи и спроси: “Можно?” Если скажет “можно”, входи”.

Наблюдение за жизнью взрослых и участие в ней ребенка

Наблюдение ребенка за деятельностью взрослых занимает большое место в его жизни. Ребенок хочет принимать участие в домашней работе взрослых, помогать матери стелить кровать, раскладывать коврик и т. п. Помощь ребенка, конечно, не носит практического характера, это скорее потребность в движении, в деятельности. Его привлекает общение со взрослыми.

Ребенок любит выполнять поручения взрослых - класть на место вымытые ложки, приносить взрослым, когда они приходят домой, домашние тапочки и т. п. Все это малыши делают с большим удовольствием. Таким образом, ребенок в конце второго года активно знакомится с жизнью взрослых, он уже хочет разделять их интересы, их занятия, он хочет быть соучастником жизни взрослых.

В следующем возрастном периоде это соучастие уже не носит такого игрового характера, у ребенка уже могут быть и маленькие обязанности. Правы те матери, которые не отталкивают детей, позволяют им принимать посильное участие в их домашней работе. Это полезно и для общего развития ребенка, постепенно приучает ere к выполнению определенных обязанностей.

Общение взрослых с детьми, развитие детей

Ребенок, спящий два раза днем, бодрствует утром, после первого дневного сна и обеда (примерно от 13 до 15 час). Выспавшийся и сытый ребенок бывает в это время особенно активен, расположен к движению, к игре, к общению со взрослыми.

Утром взрослые не всегда могут уделить время для занятий с ребенком, но во второй половине дня, освободившись от главных хозяйственных забот, старшие члены семьи должны посвятить достаточно времени непосредственному общению с ребенком, занятиям с ним, организации его игр. Это время дня наиболее благоприятно для занятий с ребенком. Ребенок лучше усвоит то, чему хотят научить его родители.

Родители должны найти возможность выделить хотя бы несколько минут, всецело посвящая их игре и занятиям с ребенком. Это дает малышу огромное удовлетворение и содействует установлению между ним и взрослыми теплых ласковых отношений, полных взаимного доверия и уважения, содействует его развитию: ведь только от взрослых ребенок узнает названия предметов и действий, только в общении с ними он учится понимать речь и сам начинает говорить. Взрослый расширяет круг знакомых ребенку предметов, показывая ему много нового, интересного, играет с ребенком и учит его играть - кормить, укладывать спать, лечить, катать куклу, строить из кубиков, надевать кольца пирамиды и т. п.

Какие же игры и занятия со взрослыми доступны и нужны ребенку в начале второго года жизни?

Игра в прятки - самая увлекательная для детей этого возраста: дети с радостью ждут, что сейчас кто-то выглянет, их радует сама внезапность появления, в особенности ожидание этой внезапности.

Особенную радость детям доставляет рассматривание картинок; известно, что дети уже в годовалом возрасте и даже раньше начинают интересоваться картинками.

После полутора лет игры и занятия с ребенком усложняются.

Чем же можно заняться, во что поиграть с детьми этого возраста? Конечно, прежде всего в игры, рассчитанные на то, чтобы позабавить ребенка, например все та же игра в прятки (”ку-ку”), но теперь уже ребенок и сам прячется от взрослого, с радостным смехом выскакивая из своей засады. Дети с удовольствием играют также в поиски спрятанной игрушки. Детей забавляют всякие игры с их пальчиками, например такая игра: “Раз, два, три, четыре, пять - все пальчики пошли спать”,- говорит взрослый, прижимая поочередно все пальчики ребенка к ладони. “Вдруг проснулись, встрепенулись и опять: раз, два, три, четыре, пять”. При словах “проснулись, встрепенулись” пальчики растопыриваются. “Ах, непослушные пальчики!” - говорит взрослый, и снова игра повторяется, ребенок считает пальцы взрослого сам, укладывает их спать, приговаривая: “Спи” - и радуется, когда пальцы выпрямляются.

Раскачивание, притопывание ножками, приседание очень нравятся детям в этом возрасте и очень полезны для развития их движений. Дети, подражая взрослому, воспроизводят эти движения.

Но к вечеру, когда ребенок должен готовиться ко сну, такие занятия не следует проводить. Необходимы спокойная самостоятельная игра ребенка или занятия, вызывающие сосредоточенность, например совместное со взрослым рассматривание книжек с картинками, альбомов с фотографиями, разбор шкатулки с пуговицами и всякой мелочью.

Одна мать, вспоминая о раннем детстве своей дочери, рассказывает: “У меня до сих пор хранится шкатулка с такими мелкими и занятными предметами, которую мы любили с дочкой разбирать и которая так утешала девочку, когда она, больная, должна была сидеть в кровати”. В любой семье есть такие шкатулки с мелкими, занимательными для рассматривания, но не опасными ребенку предметами, красивыми пуговицами большого размера, брелоками, морскими камушками, бирюльками, разноцветными катушками и пр.

Но самое любимое занятие для детей - это совместное рассматривание книжек с картинками или отдельных картинок. Родители часто недооценивают роли картинок и книжек, боятся покупать их, так как “дети их все равно рвут”. Конечно, не следует давать их малышу в постоянное, свободное пользование, следует показывать их ребенку, рассказывать по ним и давать в руки только под наблюдением взрослого. К 1 году 8 месяцам ребенка уже можно приучить аккуратно обращаться с книжками и картинками.

Детям в возрасте 1 года 6 месяцев, и даже раньше, можно уже рассказывать о том, что с ними было, что они видели, как прошел их день. Они не только любят слушать, но и сами что-либо добавляют к рассказу.

Дети очень любят, когда им рисуют, называют все, что нарисовано, и сами любят чертить карандашом. С полутора лет надо давать ребенку карандаш и бумагу. Давая ребенку играть с пирамидкой, взрослый уже может предложить ребенку: “Дай большое колесико, а теперь маленькое” - т. е. может уже дать понятие ребенку о большом и маленьком. Так же можно сообщить детям название цвета: “Вот красное колесико, дай еще красное”.

Почему нельзя бить ребенка

К великому сожалению, немало есть еще родителей, добивающихся послушания детей с помощью физических наказаний. Родители, которые бьют своих детей, полагают, что они воспитывают их таким путем. В действительности же, прибегая в воспитании к грубой физической силе, они доказывают лишь свою полную несостоятельность, свое неумение найти разумный путь воздействия на ребенка.

Временный “успех”, которого родители порой достигают при помощи побоев,- вынужденное раскаяние или послушание ребенка - покупается дорогой ценой. “Врачам известны случаи, когда побои вызывали у детей нервные заболевания. Но самый тяжкий вред физических наказаний заключается в том, что они унижают ребенка, убеждают в собственном бессилии перед старшими, порождают трусость, озлобляют его.

Ребенок теряет веру в себя и уважение к себе, он теряет, следовательно, те драгоценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно воспитывать в ребенке, потому что ничто так не важно для правильного развития, как вера ребенка в свои силы и чувство уважения к самому себе, чувство уважения и доверие к взрослому.

Никакая мера взыскания, никакая форма наказания не должны унижать личность ребенка.

Беда родителей заключается в том, что они видят только результат, непосредственно следующий за физическим наказанием, и не видят того глубокого, скрытого ущерба, который наносится ребенку побоями и который, может быть, спустя много лет, проявится в виде какого-либо серьезного недостатка характера, надломленности его: ребенок станет лживым, хитрым, злым. Пусть родители, разгневанные непослушанием ребенка, задумаются, постараются понять поступок, вызвавший их гнев, пусть вникнут в свое собственное поведение.

Взрослые должны относиться к ребенку с первых дней появления на свет как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности, а не как к существу, подвластному им, которое должно лишь беспрекословно исполнять все требования взрослых.

Любовь к детям, знание их возрастных особенностей, внимание к их потребностям и интересам повышают силу воспитательного воздействия взрослых. Физические наказания никогда не могут положительно повлиять на ребенка и прививают либо озлобленность и упрямство, либо трусость и лживость.

Воспитание ребенка

Подвижность ребенка полутора-, двухлетнего возраста, его развивающийся интерес к окружающему, который он пытается удовлетворить всеми доступными ему способами, заставляют взрослых быть особенно внимательными, чтобы ребенок не сделал чего-либо, что опасно для него и других людей. Приходится нередко запрещать ребенку некоторые действия. Мы уже указывали, что ребенок способен понимать эти запрещения. Как же добиться того, чтобы он им подчинялся?

Прежде всего необходимо, чтобы этих запрещений было очень мало - они должны касаться только совершенно недопустимых действий. Бесконечные запрещения, окрики нервируют ребенка, сбивают его с толку, он перестает понимать, что можно, а что нельзя. Лучше постараться устранить возможность нарушения запретов, убрав соответствующие предметы, сделав недоступными для ребенка опасные места и т. д.

Здесь необходимо подчеркнуть, что, конечно, никакие насильственные действия по отношению к “непослушному” ребенку ни как мера устрашения, ни как проявление несдержанного раздражения взрослых совершенно недопустимы. Ребенка нельзя не только шлепать, на него нельзя кричать, грозить ему чем-либо, наказывать и т. д.

Взрослый должен уметь анализировать поведение ребенка и свое отношение к нему, вдуматься, разобраться в причинах его поступков. Если ребенок раздражителен, плаксив, то, может быть, режим дня его неправилен? Если ребенок возбужден, шаловлив, делает то, что запрещено, может быть его возбудило что-либо: пришедшие в гости незнакомые ему люди, возня с ним, много новых впечатлений? Если он капризничает - не болен ли? Проанализировав и выяснив причины поведения ребенка, взрослый сделает из этого необходимые выводы.

Дети 1-2-летнего возраста отличаются большой любознательностью. Их интересует все. Им недостаточно лишь посмотреть на заинтересовавший их предмет, им хочется его пощупать, бросить, а то и попробовать на вкус. Их подвижность, умение влезать на скамейку, стул, диван дает им возможность добраться до интересующего их предмета. Этому же содействует их сообразительность: нет сил дотащить чемодан до стола, чтобы забраться на него, - ребенок открывает чемодан, выбрасывает из него все содержимое и тащит уже легкий чемодан к столу.

Некоторые родители называют такое поведение ребенка озорством, шалостями, проказами. Такое поведение ребенка вызывает конфликты между ним и взрослым, на малыша сердятся, кричат, его шлепают, оттаскивают.
Родителям надо считаться со свойственной данному возрасту живостью поведения ребенка.

Чтобы предупредить нежелательные поступки ребенка и в то же время избежать частых запретов, нервирующих ребенка, надо:
убрать все то, до чего он может добраться и что может быть опасно ему или что он не должен трогать;
стремиться, чтобы ребенок был больше на воздухе, где он может удовлетворить свою потребность в движении;
предоставить ребенку возможность удовлетворить свои интересы в игре: например, чтобы не лез в шкаф за крупой, которую ему хочется рассыпать, дать малышу поиграть с песком (можно и в комнате держать ящик с песком, поставив его на клеенку), повозиться с водой, конечно, под наблюдением взрослых;
предоставить ребенку достаточное количество игрушек, соответствующих его возрасту и интересам;
убрать все предметы, с помощью которых ребенок в отсутствие родителей может взобраться куда не следует (скамейки, ящики, стул от окна);
никогда не давать ребенку повода делать то, что потом будет запрещаться: например, нельзя ставить ребенка на окно, чтобы он мог увидеть, что делается на улице, - в отсутствие родителей он может взобраться на окно; нельзя давать свои часы в руки ребенку, чтобы он послушал, как они тикают, - ребенок захочет достать их сам, чтобы послушать.

Вспоминается один забавный случай. Мама купила сыну барабан, дала малышу и сказала: “Вот палочки, ими можно стучать по барабану, но не смей становиться на него ногами: если наступишь, то раздавишь барабан”. Мама не успела взяться за свою работу, только отвернулась от мальчика - и тотчас же услышала треск и радостный возглас: “Наступил - и раздавил!” Конечно, слова матери заинтересовали ребенка: что это значит раздавить? Наверно, очень интересно! Вот он и раздавил.

Однако определенные запрещения должны стать для ребенка обязательными и привычными.

Приведем запись из дневника матери: “Стараюсь приучить сына слушаться, когда говорю “нельзя”, обычно он выполняет требование, но иногда он вдруг начинает нарочно делать то, что я ему запрещаю, причем лукаво заглядывает мне в глаза. Но все же кое от чего отучила: например трогать папины бумаги”.

Из приведенной записи можно предположить, что лукавый взгляд ребенка, заглядывание в глаза матери “парализуют” ее, она не выдерживает, улыбается своему любимцу, тем самым поощряя ребенка к непослушанию.
Если бы родители всегда умели сказать “нельзя” серьезным тоном, не допускающим непослушания, и действительно не давали при этом возможности ребенку добиться своего, то у него постепенно появилась бы привычка слушаться. К тому же, все взрослые члены семьи должны требовать от ребенка того же.

Так же, как слово “нельзя”, ребенок должен понимать и слово “надо”. Родители не должны злоупотреблять им, но там, где дело касается здоровья ребенка - выполнения гигиенических процедур, режима, ребенок должен подчиняться: надо вымыть руки, надо возвращаться с прогулки домой. Эти слова следует говорить серьезно, твердо. Хорошо, если наряду с этим мать постарается, чтобы ребенок слушался не из боязни дурных последствий - наказаний, а делал это радостно, охотно.

Например, малыш не хочет собирать игрушки после игры, тогда мать говорит ему, что, когда он соберет игрушки, его будут купать в ванне: “Собери скорей - пойдем купаться”. И малыш в ожидании приятного, лопоча весело “куп! куп!”, собирает игрушки.

Умственное развитие ребенка

С возрастом у ребенка растет интерес к окружающему. Любопытство малыша становится могучим фактором его дальнейшего развития. Ребенок стремится все увидеть, услышать. Однако ему нужны не только зрительные и слуховые впечатления, но также и осязательные, мышечные: ребенок хочет до всего добраться, все взять в руки, пощупать, помять, порвать, поломать, бросить.

Любимое занятие детей этого возраста - рассматривание книжек с картинками. Мать полуторагодовалого Феди рассказывает: “В первый раз показала сыну картинки, думала не поймет, будет рвать книжку. Увидев картинки, весь просиял, засмеялся радостно. Если задерживалась на какой-нибудь странице, сердился. Переворачивал сам страницы, отделяя страницу указательным и большим пальцами. Я повесила три картинки над кроваткой Феди. Теперь, как только он просыпается, поворачивается к картинкам и говорит: “Ка!”

Уже в первые месяцы жизни ребенок способен к ассоциациям, т. е. способен связывать разнообразные представления. Вначале эти ассоциации очень примитивны, например, он радуется при виде бутылочки с молоком. С течением времени ассоциации ребенка становятся сложнее, и постепенно их накапливается много. Ребенок к концу первого года радуется, увидев, что принесли одежду для прогулки, и т. п. Дети, испытавшие неприятные ощущения при врачебном осмотре, начинают бояться людей в белых халатах.

Если какой-либо предмет причинит ребенку боль (ударится или обожжется об этот предмет), он будет его избегать. Годовалый ребенок знает, что башмаки надевают на ноги, шапку на голову, что из чашки пьют, что гребенкой причесываются. Когда одной годовалой девочке давали вещи, которыми она обычно играла в кроватке, девочка отказывалась их брать, если не хотела идти в кроватку. Все это - показатели развивающейся у ребенка памяти, без чего вообще было бы невозможно психическое развитие ребенка: впечатления скользили бы по его сознанию, не оставляя следа.

Простейшие виды памяти - узнавание и вспоминание - проявляются в том, что ребенок воспринимает, как уже знакомые ему, повторяющиеся впечатления, относясь к ним положительно или отрицательно.

В течение первого года жизни память ребенка быстро развивается. В начале второго года узнавание закрепляется и становится точнее. Ребенок может уже узнать близкого человека, которого не видел около двух месяцев, он вспоминает о событиях, происшедших неделю назад.

Ребенок на втором году жизни начинает уже ориентироваться в пространстве: в расположении комнат, находящихся в них предметов, сам идет во время прогулок к тому месту, где обычно играет.

Мать двухгодовалого Сережи рассказывает, что, когда они вернулись после трехмесячного отсутствия в город и пошли в гости к бабушке, Сережа сам поднялся на второй этаж, постучался в дверь той квартиры, где жила бабушка.

Как гулять с ребенком

Если дети спят на воздухе два раза в день, то прогулка совпадает со сном. Если ребенок спит в комнате даже при открытой форточке, с ним надо в холодную пору года два раза гулять. Лучше всего выходить на прогулку перед вторым сном - от 13 час. до 14 час. 30 мин. дня, а также после второго дневного сна и полдника - от 16 час. до 18-19 час. С детьми, спящими днем один раз, выходить на прогулку следует после завтрака до обеда и после дневного сна.

Дети в возрасте до полутора лет в зимней одежде и обуви ходят с трудом, и на прогулке их надо время от времени катать на саночках или в коляске.

Некоторые родители, гуляя с ребенком, все время держат его за руку. Ребенку это неудобно, и он выдергивает руку, желая идти самостоятельно. Родители же, не понимая причины такого поведения, сердятся, снова хватают ребенка за руку.

Особенно ценна для укрепления здоровья детей прогулка ранней весной. В мартовские, апрельские солнечные дни воздух чрезвычайно богат ультрафиолетовыми лучами, необходимыми детскому организму. Надо как можно полнее использовать это короткое, полезное для укрепления здоровья ребенка время года.

В теплую погоду дети должны как можно больше бывать на воздухе, желательно вывезти их за город. Пребывание на воздухе укрепляет здоровье ребенка, дает большой простор для удовлетворения его потребности в движениях. Во время летних прогулок дети любят взбираться на пригорки, пеньки, сбегать с горок, перебираться через канавки. Самостоятельное преодоление посильных для ребенка препятствий вносит много ценного в его складывающийся характер.

Летом дети с удовольствием подолгу возятся с песком: пересыпают его из формочки в формочку, копают лопаткой и совочком, ложкой. Но эти игры должны проходить под руководством и строгим наблюдением взрослого, так как дети любят брать песок в рот. Летом надо предоставлять, ребенку возможность поплескаться в воде, что дети очень любят. Для этого можно выносить и ставить на солнце тазик с водой и дать ребенку несколько целлулоидных игрушек - рыбок, уточек, мисочки и пр. Если ребенок одет только в трусы, панаму и сандалии, то не страшно, если он и обольется слегка! Эта игра должна также проходить под наблюдением взрослого, так как дети даже в возрасте двух лет могут пить грязную воду.

Собирание мелких предметов развивает у ребенка устойчивость внимания, терпение; поэтому надо предоставить ребенку возможность собирать в ведерко шишки, камушки, желуди. Можно даже нарочно разбросать их и вновь предложить ребенку собрать.

Малышу следует предоставлять возможность упражняться в бросании - это полезно для его развития: он может бросать камушки в воду, бросать мяч.

Надо отметить, что прогулки важны не только для укрепления здоровья ребенка, они также дают богатейший материал для наблюдения и знакомства с окружающим: животным миром, растениями, явлениями природы.

Доступные ребенку интересные для него наблюдения содействуют его умственному развитию, развитию его речи. Взрослый должен во время прогулки обращать внимание ребенка на все, что будет ему доступно, полезно и интересно, отвечая на его вопросы, объясняя. Иногда надо специально повести ребенка туда, где он может увидеть что-нибудь новое.

Мать Марины (1 год 7 месяцев), живя летом в городе, возила дочь на окраину города, чтобы показать ей курицу с цыплятами, корову, огород, где Марина наблюдала за сбором огурцов, рвала их сама.

Но есть родители, которые не входят в интересы ребенка, заняты своими заботами и на вопросы малыша отвечают лишь: “Отстань! Не приставай!”

Однажды мы наблюдали, как двухлетний малыш тащил свою мать за руку к стоящей у тротуара машине для поливки улицы. Мальчик, никогда не видевший раньше такой машины, несколько раз повторял: “Мама, масина, масина!” Он ждал, когда мама объяснит ему, что это за машина, но мать, занятая разглядыванием витрины, не обращала внимания на сына.

Как научить ребенка убирать игрушки

Ребенка следует привлекать к уборке игрушек, это вполне ему доступно. Мы уже говорили, что ребенку нужны книжки и картинки, однако он еще не умеет с ними обращаться. Поэтому книжки и картинки не следует предоставлять ребенку в постоянное самостоятельное пользование, пока он не научится обращаться с ними. Взрослый должен сам показывать их ребенку во время занятий с ним, постепенно приучая его бережно обращаться с книжками.

Большое воспитательное значение имеет самостоятельная игра ребенка. В ней он проявляет большую сообразительность, сметку, наблюдательность, волю. Взрослые должны уважать игру ребенка, всячески поощрять ее.

Иногда родителям приходится и потесниться, освободить место для игры ребенка, если, например, только что выстроенный поезд должен проехать по всей комнате. Есть родители, которые, недооценивая воспитательного значения игры, покрикивают на ребенка за то, что он «путается под ногами» со своими игрушками, отшвыривают при этом ногой игрушки, попадающиеся на дороге. Ни в коем случае нельзя проявлять такое пренебрежение к игре ребенка.

Некоторые матери заботятся лишь о том, чтобы ребенок оставался подольше один и не требовал внимания взрослого, предоставляют его самому себе. Они наблюдают только за тем, чтобы малыш не испортил чего-либо, не повредил себе, а чем он занят — это их не интересует.

Внимательная мать, делая свое дело, направляет самостоятельную игру ребенка, руководит ею, следит за ней. Мать должна знать, во что он может уже играть, в чем надо помочь ему, чему научить. «Твой мишка заболел, на градусник»,— говорит мать, подавая ребенку палочку; «Покорми Катю, она есть хочет. Вот ложка»; «Покатай мишку, вези его к доктору» и т. п. Иногда надо подсесть ненадолго к ребенку и построить ему из кубиков что-нибудь несложное. Ребенок, подражая взрослому, сделает такую же постройку.
Дети, играя самостоятельно, любят делиться своими достижениями в игре, хотят, чтобы взрослые разделили их радость, помогли им, если что-либо у них не ладится.

В игре ребенок старается чего-то добиться, начинает понимать, как лучше сделать, чтобы получился желаемый результат. Вот малыш посадил удачно куклу на игрушечного слона и бежит за отцом. «Папа, иди!» — радостно кричит он, показывает на куклу, гордится удачей.

Если у ребенка что-то не ладится в игре, следует помочь ему.

К сожалению, далеко не все родители уделяют должное внимание играм с детьми.

Мать Оли (1 год 8 месяцев) приводит вечером дочку из яслей домой, оставляет ее одну в комнате, а сама идет на кухню. Оле она не позволяет быть в кухне: «Под ногами болтается, мешает». Оля разбрасывает игрушки по полу, многие из них уже поломаны, и, немного повозившись с ними, снова направляется на кухню, но мама прогоняет ее. Олечка дома много плачет, кричит. Когда наступает время ужина, мать входит в комнату, игрушки ногой забрасывает под кровать, берет упирающуюся Олю на руки и уносит в кухню, чтобы умыть и накормить ее. После ужина девочку сразу же укладывают спать.

Играть с детьми необходимо, но надо помнить при этом, что в игре надо соблюдать меру. Играть с ребенком можно, когда он выспался и поел, но нельзя перед сном. Длительная возня с ребенком утомляет его, возбуждает и является причиной плохого сна. К сожалению, не все родители соблюдают меру в игре с детьми, и игра со взрослыми преобладает над самостоятельной игрой ребенка, чего не следует допускать.

Вечерний отрезок бодрствования ребенка — это время, когда все взрослые члены семьи, вернувшись с работы, забавляются ребенком. Игра вечером со взрослыми сильно возбуждает детей. Для игры и занятий с ребенком до полутора лет лучше выбрать время между первым и вторым дневным сном — с 13 до 15 часов. В это время ребенок хорошо все воспринимает и не будет утомляться. Вечерний отрезок бодрствования ребенку лучше проводить в самостоятельных играх с игрушками, конечно, под наблюдением взрослых, тогда он спокойнее уснет и сон его будет глубже. Лучшее время для занятий с детьми — после сна и полдника—с 16 до 18 часов.

Как ребенок должен играть

В возрасте 1—2 лет, когда дети днем спят еще два раза, лучшим временем для активного бодрствования являются промежутки между первым и вторым дневным сном и от полдника до ужина. Примерно это бывает от 13 час. до 14 час. 30 мин. и от 16 час. 20 мин. до 19 час.

У детей, которые спят один раз, активное бодрствование приходится на время от 9 час. утра до 11 —12 час. и после дневного сна с 16 час. до 19—20 час. У детей бывает еще небольшой период активного бодрствования утром — до завтрака. Весной и летом все время, которое ребенок не спит, он должен находиться на воздухе. Об играх ребенка на улице будем говорить ниже в связи с прогулкой ребенка; здесь же мы коснемся бодрствования ребенка в комнате в холодный период года или в плохую погоду.

Как и в более младшем возрасте, время бодрствования ребенка может быть занято либо самостоятельной игрой при известном руководстве и наблюдении взрослого, либо непосредственным общением со взрослыми.

Игра имеет большое значение для ребенка: она содействует его общему развитию, так как расширяет его личный опыт, помогает выработке у ребенка положительных черт характера — сосредоточенности, настойчивости, целеустремленности. Это делает роль взрослого, организующего самостоятельную игру ребенка или непосредственно участвующего в этой игре, весьма ответственной. Ребенка необходимо так воспитать, чтобы его мозг, органы чувств и руки не оставались праздными, чтобы он всегда мог найти для себя занятие, цель для своей активности.

Ребенок хорошо играет, когда он здоров, бодр, когда его ничто не беспокоит и когда взрослый не только не стесняет, не нарушает его игры, а содействует ей, создавая благоприятные для нее условия, и непосредственно ею руководит.

В начале (отчасти и во второй половине) второго года жизни игра ребенка носит в общем тот же характер, что и в более раннем возрасте. Ребенок упражняет свои движения: он много лазит, забираясь на различные предметы, сбегает по наклонной плоскости, будь то пригорок или доска, карабкается на ступеньки, ходит по скамейке. Очень любят дети, бросив мяч, бегать за ним.

Большую радость доставляет малышам игра с песком. Ребенок еще не умеет делать «куличики», но с увлечением копает песок, насыпает его в формочки, баночки.

Ребенок любит также плескаться в воде, купать куклу.

Наряду с подвижными играми ребенок в этом возрасте очень любит складывать кубики, кирпичики т. п., надевать колесики на палочку, засовывать палочки в дырки, укладывать карандаши в коробку, рассматривать книжки с картинками, раскладывать отдельные картинки, рисовать (т. е. водить карандашом по листу бумаги). Дети любят вынимать и раскладывать содержимое сумочек, шкатулок; все вынимают из них, рассматривают, называют. Такая спокойная игра очень полезна ребенку перед сном.

Дети полутора-, двухлетнего возраста любят подражать взрослым, малыш надевает шапку отца, делает вид, что читает газету, моет пол, пишет. Молоток становится одной из любимых игрушек ребенка; подражая отцу, он делает вид, что забивает гвозди. В игре с куклами ребенок также отображает деятельность взрослых: кормит мишку, куклу, укладывает их спать и т. п.

Ребенку надо предоставить достаточно просторное и удобное место для игры, в котором должны быть собраны его игрушки. У ребенка уже может быть свой маленький столик со стульчиком и полочка.

Игрушек не должно быть много, их обилие только рассеивает внимание ребенка и не содействует сосредоточенной игре. Достаточно предоставить ребенку одновременно четыре-пять игрушек. Когда у ребенка исчезнет интерес к ним, они на некоторое время могут быть заменены другими; впоследствии можно их снова дать ребенку, и он отнесется к ним, как к новым.

У ребенка могут быть уже и любимые игрушки, которые ему никогда не надоедают и которые он умеет разнообразно использовать,— это строительный материал — кирпичики, кубики (чем больше их размер, тем лучше), а также куклы, мишка.

Не всякая приобретенная для ребенка игрушка должна немедленно отдаваться ему. Небольшое количество игрушек следует держать «про запас» для того, чтобы в нужный момент заменить ими надоевшие. Иногда такие, еще не известные ребенку игрушки могут отвлечь и утешить захворавшего ребенка, занять его в момент, когда у взрослых спешная работа, им трудно уделить внимание ребенку, и т. п.

У ребенка полутора-, двухлетнего возраста должны быть следующие игрушки: кубики, кирпичики и соответствующая коробка, в которую дети могли бы укладывать этот материал (что тоже для них интересно и полезно); игрушечный автомобиль, который они катают за веревочку; для подражательной игры — кукла, мишка, которых они баюкают, кормят, заворачивают, разговаривают с ними; для усвоения ребенком различия между большим и малым — башенка (пирамидка), сначала с одной маленькой, вкладывающейся внутрь большой, а потом и большее их количество; для подвижной игры необходим мяч; желательны и низко подвешенные между дверями в комнате детские качели. Кроме покупных игрушек, дети используют большие ящики, коробки, банки. Детям этого возраста уже необходимы картинки, книжки с картинками, карандаши.
Есть немало семей, где детские игрушки хранятся сваленными как попало в ящик, где разрозненные части разборных игрушек лежат вперемежку со сломанными игрушками. Это приучает ребенка к беспорядку.

Игрушки следует держать в порядке и на виду у ребенка. После игры надо собрать все части разборных игрушек (пирамидок, яичек, чашечек), по возможности починить сломанные. Игрушки следует располагать так, чтобы само положение их как бы подсказывало ребенку игру: пирамидку, собранную по размерам, держать на низком детском столике; мишку усадить в машину— ребенок будет его возить; куклу уложить на диван или усадить за столик — ребенок будет ее баюкать, кормить; кирпичики, аккуратно уложенные в ящик, могут стоять на столе или на полу, на коврике и т. п.

Занятия для развития речи детей

Развитию речи ребенка, обогащению его словаря помогают и некоторые специальные занятия с ним. Например, показ картинок. Необходимо иметь набор цветных картинок, изображающих знакомые ребенку предметы. Можно использовать детское лото в картинках. Наконец, хорошим пособием может быть детский букварь, особенно если он снабжен красочными иллюстрациями.

Рассматривание картинок сопровождается всегда тем, что взрослые называют изображения и спрашивают: “Что это?”, т. е. побуждают ребенка говорить. Если взрослый часто спрашивает ребенка “что это?”, то и ребенок, увидев что-нибудь новое, уже к полутора годам сам задает вопрос.

Вот Мила - 1 год 7 месяцев - увидела портфель, спрашивает “Тейто?” (Что это?). Ей отвечают: “Портфель”. Но, очевидно, не только предмет, но и его название, необычное, трудное для произношения, заинтересовало малышку. Она много раз подряд повторяла: “Тейто? Ете! (Что это? Еще!). По выражению лица Милы чувствовалось, что она осваивает новое трудное слово. Девочка повторяла свой вопрос до тех пор, пока не сумела как-то назвать этот предмет по-своему.

В одной семье мы наблюдали такую игру: когда отец Иры (1 год 8 месяцев) приходит с работы, она садится к нему на колени, залезает в карманы и вытаскивает все, что в них лежит. Если предмет ей знакомый, она называет его, если новый, вопросительно смотрит на отца и спрашивает: “Тейто?” Отец нарочно к предметам уже знакомым подкладывает что-нибудь новое - мелкие игрушки, брелоки, а иногда и конфету в бумажке. Эта игра очень нравится Ире и помогает ей усвоить много новых слов: бумажка, ножик, перо, карандаш, расческа, ключ, пуговица, книжка и т. п.

Полезно для развития речи ребенка читать ему небольшие стихи, вроде: “Гуси, гуси, га-га-га! Есть хотите?”- “Да-да-да!”; или: “Уронили Мишку на пол, оторвали Мишке лапу, все равно его не брошу, потому что он хороший”.

Уже в возрасте 1 года 8 месяцев дети любят, когда взрослый, начав читать стихотворение, дает им возможность закончить его.

Есть отдельные книжки, а также сборники стихотворений для маленьких детей, которыми могут пользоваться родители.

Хорошо рассказывать ребенку о том, что он видел на прогулке, как прошел его день и пр. Полуторагодовалая Милочка без конца может слушать один и тот же рассказ о том, как она с мамой ходила в деревне встречать стадо: “Лошадка идет - топ-топ, и коровка идет - “му-му!”, барашек идет - “бе-бе!”, а за ними дядя с палкой и собачка Жучка- “ав-ав!”.

Двухлетним детям можно уже показывать не только картинки-изображения отдельных предметов, но и сюжетные картинки. Дети могут знать некоторые названия цвета, если им говорят “красная шапка”, “зеленый огурчик”, “желтое колесико” и т. п.

К двум годам ребенок различает не только цвет, но и свойства предмета: мягкий, твердый, круглый и др.

С двух лет ребенок, говоря о себе, уже не называет себя по имени, а говорит “я”, несмотря на то, что его все называют по имени.

Усвоение новых слов ребенком

Лучше всего усваивает ребенок слова в момент наиболее обостренного внимания к предмету, явлению. Вот в такие моменты и надо назвать заинтересовавшие его предметы и явления: “Бах - упал, сломался, разбился”, “Птичка улетела”. Ребенок быстро запоминает и повторяет эти слова.

Всякое новое впечатление обогащает язык ребенка, если оно сопровождается речью взрослого. Надо, чтобы дети получали яркие впечатления. В этом смысле много дает ребенку прогулка. Массу впечатлений получает ребенок, когда он попадает в совсем иную обстановку, например выезжает за город. При этом дети иногда сразу начинают много говорить.

Если взрослый часто общается с ребенком, играет с ним, рассматривает вместе с ним что-либо, обращает его внимание на окружающее, называет все, что заинтересовало ребенка, затронуло его, то общение между ребенком и взрослым делается живее, и у ребенка возникает потребность часто обращаться к взрослому. Однако, если ребенку надо привлечь внимание взрослого, разделить с ним свои впечатления, либо на что-нибудь пожаловаться, что-нибудь попросить, он прибегает пока не к словам, а к жестам; вместо того чтобы сказать “дай”, протягивает ручку, тянется к желаемому предмету; прося маленький кусочек сахару, морщит носик, щурит глазки; чтобы дать понять, что киска убежала, что ее нет, разводит ручками. Позднее, желая выразить что-либо, ребенок начинает пользоваться уже словами, но они носят условный характер, это простейшие слова или даже звуки, которыми ребенок обозначает предметы и ситуации.

Эти “слова” можно понять лишь в конкретной обстановке и притом тогда, когда ребенок сопровождает их выразительными жестами.

Так, полуторагодовалому мальчугану мать рассказала перед сном, как папа уехал: “Поезд “ту-ту”, папа рукой помахал”. После этого каждый раз, как его укладывали спать, он требовал, чтобы мама рассказывала ему про отъезд папы, махал ручкой, говорил “ту-ту”.

После полутора лет, если родители помогают ребенку, в развитии его речи происходит как бы скачок, и к 1 году 6 месяцам ребенок уже произносит около 60-70 слов, к 1 году 8 месяцам до 120 слов, а к 2 годам их уже может быть 300 и больше.

Темп развития речи у детей различный: он зависит не только от того, как много взрослые общаются с ребенком, занимаются с ним, играют, но также и от индивидуальных особенностей ребенка, от его характера (есть общительные дети и есть дети замкнутые).

К двум годам ребенок уже в состоянии сам задавать вопросы, и его овладение речью становится более активным. Подобно тому, как, научившись ходить, ребенок расширяет свой опыт, приближаясь к интересующим его предметам, он, научившись спрашивать, уже не должен ждать, когда взрослые назовут ему тот или иной предмет, а может потребовать этого у взрослых. Наступает так называемый период вопросов.

Примерно к 1 году 8 месяцам ребенок может уже пользоваться речью во взаимоотношениях с окружающими. Так, предметы он обозначает уже не жестами, а называет словами. В его речи появляются глаголы, большей частью в повелительной форме, например “дай”, “на”, “иди”, или в неопределенной форме - “дать”, “сесть”. В, этом возрасте ребенок обычно еще называет себя по имени: “Мама, Витя”, “Мама, Федя тю-тю”. Ребенок пользуется речью не только для того, чтобы заявить взрослому о своих потребностях, но и для того, чтобы сообщить о том, что его заинтересовало, чтобы привлечь внимание к своей деятельности.

Темп развития речи у детей

Темп развития речи у различных детей не одинаков: одни начинают говорить раньше, другие позднее. Это в значительной степени зависит от окружающих ребенка взрослых. Если ребенок будет предоставлен сам себе, если взрослые не будут активно, продуманно содействовать развитию его речи, она развивается медленно. Однако здесь могут проявляться и индивидуальные различия детей.

Слова, связанные с повседневной жизнью ребенка, которые он слышит ежедневно, быстро запоминаются им. Он хорошо знает имена всех близких ему людей, названия частей лица, тела, названия одежды, мебели, пищи. Следует использовать каждый удобный случай для развития речи ребенка.

Например, его спрашивают: “Кто пришел?”; одевая, задают вопросы: “Что я надену Вовочке?”, “А это что?”; показывая куклу: “Где у Кати глазки?”, “А где носик?”. Если же малыш затрудняется назвать что-либо, взрослый называет сам, побуждая ребенка повторить за ним. Так, слова, связанные с повседневной жизнью ребенка, с его игрой, повторяются им путем подражания и запоминаются.

Одна мать с огорчением рассказывала, что ее маленький сынишка называет всех близких, и ее в том числе, по имени, упорно не желая говорить ей “мама”. Оказалось, что молодую мать никто в доме мамой не называл, все звали ее Катюша. Откуда же ребенок мог слышать слово “мама”? Надо, чтобы взрослые члены семьи, когда мать входит в комнату и ребенок улыбается ей, тянется к ней, спрашивали: “Кто пришел?”, и отвечали: “Мама”.

Хорошо запоминает и легко повторяет ребенок слова, обозначающие то, что его особенно поразило, заинтересовало. Вот увидел ребенок автомобиль, он гудит, движется; по выражению лица малыша видно, что он очень заинтересован. Тут-то и надо сказать ему, что это “автомобиль”. Маленькие дети всегда обращают внимание на домашних животных - собаку, кошку, корову, лошадь, козу, их интересуют птицы, пролетающие бабочки, яркие цветы, и если при этом малыши слышат их названия, они легко запоминают эти названия и, подражая, повторяют.

Когда ребенок только начинает говорить, надо называть предметы так, чтобы ему было легко повторить слова за взрослым. Поэтому можно употреблять звукоподражательные, упрощенные слова: собачка - “ав-ав”, больно - “бо-бо”.

Здесь иногда возникают сомнения у родителей: а не будет ли это так называемым сюсюканьем, тормозящим развитие речи ребенка? Мы полагаем, что в период, когда ребенок только начинает говорить, следует одновременно с полным словом, обозначающим тот или иной предмет, действие, явление, произносить и более простое, легкое для произношения ребенка слово: “Вот корова, му-му”, “Дождь пошел, кап-кап”. Ребенок сначала скажет “му-му”, а не “корова”, это ему легче. Но скоро, подражая взрослому, он произнесет название правильно, сам упростив слово - “коова”.

Однако, если дети предпочитают говорить, употребляя только упрощенные слова, родителям не следует это поощрять. Многие родители думают, что такая речь нравится детям. Это неверно; овладев по-настоящему речью, ребенок радуется своему достижению, и его не следует задерживать на более низкой стадии развития.

Все маленькие дети любят приносить свои игрушки, различные предметы и класть их на колени матери, отцу. Игрушка в руках взрослого всегда становится интереснее, оживает. Взрослым следует называть все то, что малыш приносит, и при этом спрашивать: “Что это?” Очень радуются дети такой игре: взрослый спрячет предмет и потом внезапно покажет его и назовет. Это всегда привлекает внимание ребенка, вызывает желание повторить произнесенное слово. “Ку-ку, нет куклы Кати”, - говорит взрослый, пряча за спину игрушку, а потом вынув: “Кто это?” - “Катя!”

Иногда ребенок пытается поделиться со взрослыми своими впечатлениями, своими достижениями в игре и при этом что-то лепечет. Надо стараться понять его и выразить четко и ясно то, что хотел сказать ребенок. Это сделает ребенка более общительным, он будет чаще обращаться к взрослым и таким образом лучше овладеет речью. Случается, что ребенок, который уже в состоянии говорить, все же прося что-нибудь, обращаясь к взрослому, использует жесты и мимику, а не слова. Надо побуждать ребенка пользоваться речью.

Приведем пример. …Саше 1 год 5 месяцев. За ужином бабушка посыпала ему хлеб сахаром. Саше понравилось. Увидев сахарницу, он протягивает к ней ручку, показывает на хлеб, делает движения, как бы посыпает его сахаром. Бабушка хорошо поняла, что он хочет, но нарочно делает вид, что не понимает, и спрашивает: “Что дать? Сахару?” - и ждет, чтобы мальчик повторил это слово. Когда ребенок по-своему произносит его - “сахал”, бабушка дает ему сахар и при этом говорит: “Сахар”.

Создать некоторое затруднение ребенку, отсрочить исполнение его желания полезно: чтобы добиться чего-либо, ребенок мобилизует все свое умение для выражения того, что ему надо.

Развитие речи ребенка

Ребенок в возрасте 1 года 2 месяцев - 1 года 6 месяцев любит, как и в более раннем возрасте, подражать звукам. Он также любит произносить слова, подражая взрослым, произносить выдуманные им самим слова, болтает, схватывая слова налету, повторяет их часто, не относя ни к чему, т. е. играет словами.

Если в семье много взрослых и детей, то ребенку легче научиться говорить, он получает больше поводов для подражания. Если ребенок единственный в семье, то родителям надо быть особенно внимательными к своевременному развитию речи малыша, так как от этого зависит и развитие его мышления.

Родители обычно хотят, чтобы дети скорее начали говорить, но не знают, что содействует развитию их речи. Общаясь с ребенком, играя с ним, родители должны всегда помнить, что они этим помогают ему овладеть речью.

Ребенок хорошо запоминает, конечно, те слова, которые он слышит часто, изо дня в день. Необходимо говорить с ребенком четко, немногословно, чтобы ему ясно было, что данное слово обозначает именно данный предмет.

Говорить надо медленно, выразительно, звучно и часто повторять одни и те же слова в подходящий момент, чтобы ребенок запоминал их.

Конечно, называть предмет надо всегда одинаково, чтобы у ребенка не было путаницы. Бывает так, что мама говорит: “Смотри, вон машина идет, ту-ту”, а папа называет: “автомобиль, би-би”. Ребенку трудно будет разобраться в этом.

Произносить новое слово нужно всегда так, чтобы ребенок не только слышал, но и видел, как его произносят. При этом он часто смотрит в рот говорящему, сам шевелит губами, стараясь повторить за взрослым.

Иногда ребенок не повторяет тут же слово, которое он услышал, а начинает употреблять его некоторое время спустя. “Я смотрела с сыном на кур, - рассказывает мать Феди (1 год 2 мес). - Говорю ему: “Курочка, ко-ко-ко”. Он смотрел на них во все глаза, ничего не говорил, а на другой день во время прогулки, увидев кур, закричал: “Ко-ко-ко!”

Ребенку уже доступно обобщение. Например, он называет столом не только тот стол, который ему назвали, но стол другого вида, цвета он также называет столом.

Дети часто создают упрощенные “слова” из начальных звуков слова: “пу” - пуговица, “но” - ножки или носик. Иногда эти звуки передают как бы общий характер слова: “аба” - яблоко, “апа”- палка. Часто какой-нибудь звук в речи ребенка означает не только определенный предмет, но и целый ряд предметов, которые он связывает по каким-то внешним признакам. Так, ребенок называет “кыс” не только кошку, но и все пушистое, например меховой воротник. Усвоив имя какой-либо девочки, ребенок вообще всех девочек называет этим именем “Маня” или “Надя”.

Часто маленький ребенок одним звуком стремится выразить различные чувства и потребности: “мам-мам-мам” может означать и “дай есть”, и “мне больно”, и “подними меня” и пр.

Легко усваиваются и звуки, выражающие яркие эмоции, такие, как “бя” - плохо, невкусно, “пай” - похвала, “нца” - хорошее, вкусное, “бо-бо” - больно.

Хорошо запоминаются малышом и звуки, повторяющиеся ритмически и как бы воспроизводящие какое-либо действие: поднимаясь по лестнице -”ась-ась-ась” (раз-раз-раз), вообще при ходьбе - “топ-топ”.

Вначале речь ребенка возникает лишь как ответ на обращение к нему взрослого или же только под влиянием побуждения взрослого к подражанию: “Скажи ба-ба, Катя” и пр. В дальнейшем ребенок обращается к взрослому по собственному побуждению, желая обратить на что-либо его внимание или о чем-нибудь его попросить: при виде кошки он показывает на нее и говорит “кс”, когда хочет, чтобы ему дали то или другое, говорит “дай-дай” (но иногда путает и говорит “на”).

Развитие понимания речи ребенка

В возрасте от 1 года до полутора лет понимание ребенком речи взрослого более развито, чем его собственная речь.

Понимание речи окружающих позволяет давать малышу уже некоторые поручения, например: “Дай ботинок” (1 год 4 месяца); “Позови тетю, постучи к ней в дверь” (1 год 5 месяцев); “Вытри носик платком” (1 год 7 месяцев).

В этом возрасте возникшее ранее понимание связей между словами и предметами, взаимоотношений между предметами, а также между действиями и их результатами становится шире и сложней, обогащается память ребенка.

Однако понимание речи возникает у ребенка не само собой, а с помощью взрослых. Для того чтобы дети начали понимать, т. е. связывать название предмета с самим предметом, надо использовать заинтересованность ребенка этим предметом, называть предмет в то время, когда ребенок обратит на него внимание.

…Мама годовалого Сережи купила небольшой мячик. Бросила его, сказав: “Мячик!” Мячик закатился куда-то. Мама спросила: “Где мячик?” Сережа полез под стол: потом заглянул под кушетку, подлез под нее, достал мячик и принес маме.

В этом возрасте ребенок обычно знает уже названия многих игрушек, предметов домашнего обихода, одежды, частей лица, тела и пр. Ребенок легко запоминает названия действий, с которыми он часто встречается в повседневной жизни. Если взрослый, кормя ребенка, укладывая спать, купая, умывая, одевая, изо дня в день повторяет: “дай ручку”, “ножку”, “положи головку”, “ложись бай-бай”, “вот кашка”, “ешь” и т. п., то все эти слова быстро запоминаются ребенком. “Наденем новые ботиночки?”- ребенок тянется рукой к ботинкам. Играя с ребенком, взрослый называет: “носик”, “глазки” у куклы. и у мишки, а потом и у самого ребенка.

К 1 году 2 месяцам ребенок обычно знает уже названия всех частей лица, показывает их у другого, а затем и у себя. В этом возрасте взрослые приучают ребенка протягивать руку на приветствие “здравствуй”. Сначала протягивает руку взрослый, хлопая по ней ручкой ребенка, но вскоре по одному только слову “здравствуй”, ребенок сам подает ему руку. При этом, если взрослый берет только правую руку, то вскоре ребенок будет протягивать лишь правую.

Малыш быстро усваивает названия действий, если их называют в момент, когда он их совершает. Например, взрослый дает ребенку матрешку, коробочку с крышкой, ребенок открывает ее, пытается закрыть; взрослый говорит при этом: “открой”, “закрой”. Ребенок быстро запоминает эти слова и впоследствии выполняет соответствующие действия по слову взрослого.

Играя с ребенком, надо учить его понимать такие слова, как “дай”, “принеси”. Эти слова обычно сопровождаются словами, указывающими, что дать и принести. Таким образом, быстро расширяется запас слов ребенка, и к 1 году 2 месяцам он уже знает названия многих предметов и действий.

Развитие движений ребенка

В начале второго года жизни почти все дети уже умеют ходить и в дальнейшем совершенствуются в этом умении.

Когда ребенок начинает ходить, его движения неуверенны; он идет медленно, с трудом сохраняя равновесие, иногда, чтобы помочь себе, берет в руки какой-нибудь большой, легкий предмет: мяч, диванную подушку, мишку. Научившись ходить, ребенок протестует, если его сажают в кровать. Любит он ходить и во время прогулки.

Надо предоставлять малышу такую возможность, а не носить его все время на руках, как это делают некоторые матери. Конечно, нельзя и утомлять его слишком длительной прогулкой.

Примерно к 1 году 2 месяцам движения ребенка настолько развиваются, что он в состоянии уже забираться на стул, оттуда на стол, на окна. Ребенок требует в это время неотступного внимания взрослых, поэтому необходимо выделить для него такую часть комнаты, где он был бы лишен возможности причинить себе вред, испортить что-либо.

Для того чтобы ребенок своевременно овладел разнообразными движениями, рос ловким, сильным, чтобы тело его развивалось гармонически, следует проводить с ним специальные упражнения, например перешагивать через палку или веревку, приподнятую на 12-18 см над полом. Если дома есть гладильная доска, можно под её конец положить опору высотой в 20 см, и ребенок с радостью будет ходить по ней вверх и вниз. Гуляя с ребенком, предлагайте ему перешагивать через небольшие ручейки, через палки на земле. Можно положить на землю недалеко один от другого кирпичи, малыши с удовольствием будут через них перешагивать.

Полезно для ребенка бросать одной рукой маленькие мячи в горизонтальную цель (ящик, корзину), находящуюся на уровне груди малыша на расстоянии от него 50-70 см.

Как приучить ребенка к горшку

1 год 3 месяца-1 год 8 месяцев - это именно тот возраст, когда ребенок начинает проситься на горшок. Взрослые должны быть внимательны к ребенку, замечать время, когда у него возникает соответствующая потребность, и сажать ребенка на горшок.

Произносимые при этом звуки перенимаются ребенком, начинающим уже говорить, и он часто уже сам дает знать о своей потребности тем, что бежит к горшку, иногда садясь на него с застегнутыми штанишками. Нельзя сажать ребенка, когда у него нет в этом потребности, например, если он проснулся мокрым, нельзя задерживать ребенка на горшке, иначе у него прерывается связь между действием, позывом и результатом. Не следует насильно сажать плачущего ребенка, чтобы у него не возникло отрицательное отношение к горшку.

Надо чтобы горшок по размерам своим был удобен ребенку. Навык опрятности у полуторагодовалого ребенка еще не прочен, изменившиеся условия быта, заболевание ребенка могут разрушить этот навык.

Не следует допускать, чтобы ребенок привыкал к памперсам. Если это не будет для него неприятным, исчезает побудительная причина стремления к опрятности. Намоченные штаны необходимо немедленно сменить, обратив на это внимание ребенка. С уверенностью можно сказать, что никакие угрозы, наказания, не помогут достигнуть цели, не приучат ребенка быть опрятным.

Следует ли сажать ребенка на горшок ночью и для этого будить его? Хорошо, если ребенок спит всю ночь, оставаясь сухим. Для этого надо не давать ему на ночь мочегонной пищи; можно дать что-нибудь соленое (кусочек селедки). На горшок ребенка сажают перед сном и затем больше не беспокоят. Длительный спокойный сон необходим малышу для восстановления его нервных сил. Если же ребенок вертится во сне, стонет, приходится сажать его на горшок, но делать это следует спокойно, по возможности не включая света, не нарушая сна ребенка.

Приучение ребенка к опрятности

Постоянно приучая ребенка к определенным действиям, легко выработать у него ряд культурно-гигиенических навыков. В первую очередь необходимо воспитать у ребенка потребность в чистоте. Приучая ребенка к опрятности, надо, чтобы ему не только было неприятно ходить в мокрых штанах, но чтобы он обращал внимание на грязные руки, мокрый нос, грязные губы.

Нельзя допускать, чтобы ребенок ходил с грязным носом, грязным лицом после еды. Приучая ребенка быть всегда чистым и опрятным, вы воспитываете у него потребность в чистоте, он будет и сам обращаться к взрослому, жестом и мимикой прося, чтобы ему вытерли нос, губы, руки.

Ребенок с 1 года 2 месяцев может пользоваться носовым платком. Однако некоторые матери, вместо того чтобы приучить ребенка к носовому платку, подводят его к раковине, зажимают ему нос и заставляют сморкаться в раковину. Это неприятно малышу, он кричит, а затем уже боится сморкаться.

Часто матери жалуются, что ребенок не дает себя купать, умывать. Происходит это потому, что взрослые, купая, умывая ребенка, доставляют ему неприятные ощущения, причиняют боль. Надо стараться, чтобы все эти процедуры были приятны малышу. Если ребенку попадает в глаза мыло или при обливании его сильной струей воды он захлебывается, если вода холодна или горяча, у него вырабатывается боязнь воды: один вид ванны может вызвать плач. Внимательное и ласковое отношение к ребенку, соответствующая температура воды - все это вызывает приятные ощущения, и дети охотно идут в ванну.

Умывание следует также проводить умело. Надо засучить ребенку рукава, чтобы туда не заливалась вода, умывать водой комнатной температуры. Ближе к двум годам надо предоставлять ребенку возможность самому умываться, учить его мыть руки с мылом, указывая, где надо получше потереть.

Если ребенка ежедневно умывают утром и перед сном, моют ему руки перед каждой едой, это превращается у него в привычку: услышав о приготовлении к еде, он сам побежит к умывальнику.

Конечно, во время умывания, купания надо называть все предметы и действия, связанные с этими процедурами: “Возьми мыло; вода теплая; дай я вытру твои ручки; где полотенце?” У ребенка обязательно должно быть отдельное полотенце, в кармане всегда должен лежать носовой платок.

Как научить ребенка есть самому

Очень повышает аппетит самостоятельность детей во время кормления. С 1 года 4 месяцев можно давать малышу в правую руку ложку и приучать его есть более густую пищу, например, кашу, которую легче захватить ложкой, чем суп, чай. С 1 года 6 месяцев все дети уже умеют есть самостоятельно. Взрослый при этом может тактично иногда докармливать ребенка другой ложкой. С 1 года дети обычно уже умеют пить из чашки, держа ее сначала обеими руками, а затем и одной рукой за ручку.

Необходимо сказать здесь о наиболее распространенных ошибках, допускаемых родителями при кормлении детей.

Есть еще матери, которые считают, что основным питанием ребенка и после года должно быть молоко. Такие матери, стараясь, чтобы ребенок выпивал возможно больше молока, дают его и для утоления жажды малыша. Это неправильно: необходимо твердо усвоить, что молоко не питье, а еда и что в течение дня ребенок должен получать не более 500 г молока, считая и то, которое дается ему в кашах.

Часто взрослые прибегают к таким приемам кормления, при которых ребенок ест автоматически, не замечая, что он ест: его стараются отвлечь игрушкой, развлекают сказками. Родители иногда запугивают ребенка, не желающего есть, его кормят насильно. Конечно, это не только не может вызывать у малыша аппетит, но подобные неприятные переживания, закрепившись в памяти ребенка, способны сделать еду тягостной для него процедурой.

Некоторые матери превращают кормление в нечто вроде игры: мать держит тарелку на коленях, а ребенок, бегая по комнате, время от времени подбегает к ней и на лету проглатывает одну-другую ложку, или малыша носят на руках по комнате, показывая ему то часы, то рыбок в аквариуме, то подносят к окну и незаметно суют ему в рот ложку.

Совершенно недопустим и крайне вреден прием, к которому прибегают нетерпеливые родители, раздраженные или напуганные упорным отказом детей от еды, - кормление насильно. Подобные приемы, вредно отражающиеся на нервной системе ребенка, могут вызвать у него даже рвоту, приступы которой будут повторяться впоследствии даже от одного вида или запаха пищи.

Известно, что пища, съедаемая через силу, плохо усваивается организмом. Чтобы повысить интерес ребенка к еде, можно разрешить ему есть держа в руке блинчик, пирожок, холодную котлету, крутое яйцо. При этом дети едят обычно с удовольствием, у них закрепляется положительное отношение к еде.

К полутора годам дети едят вполне самостоятельно, и это очень располагает их к еде. Ребенок уже не позволяет взрослому кормить себя, он протестует против таких попыток, повторяя: “Сам, сам!” Конечно, немалая выдержка требуется, чтобы спокойно смотреть, как ребенок размазывает пищу по лицу, по нагруднику, по столу. Но с этим приходится мириться, иначе ребенок долго не научится есть самостоятельно.

Но зато родителям удается избежать капризов ребенка за едой. Предоставив ребенку самостоятельность, надо приучать его к опрятности: каждый раз, когда он испачкает руки, лицо, их надо вытирать салфеткой. Делать это надо не молча, а сопровождать называнием предметов, соответствующих действий. Это важно для развития речи ребенка.

Как кормить ребенка

Иногда матери жалуются на плохой аппетит своих детей. Что же содействует хорошему аппетиту? Мы уже говорили, что соблюдение режима является непременным условием, обеспечивающим хороший аппетит ребенка.

Желание есть возникает у ребенка в привычные часы при условии, если между установленными кормлениями ему не дают лакомств. Между тем матери зачастую пренебрегают этим правилом. Например, принеся из магазина покупки, мать не может удержаться, чтобы не дать ребенку бублик, конфету, кусок колбасы. Даже на улице, идя из магазина, некоторые матери дают детям немытые фрукты, что не только перебивает им аппетит, но и опасно.

Важно также, чтобы ребенок садился за стол в спокойном настроении, не был раздражен, возбужден, утомлен. Хорошо едят дети, которые много бывают на воздухе; это ускоряет обмен веществ и повышает потребность в возобновлении запасов энергии в организме, повышает аппетит.

Наконец, следует учитывать и то, что у ребенка на втором году жизни в достаточной мере развиты вкусовые ощущения и индивидуальные склонности к той или иной пище. Поэтому необходимо по возможности подбирать пищу по вкусу ребенка. Это важно и потому, что пища, принимаемая с охотой, лучше усваивается, чем та, которая съедается через силу.

Вообще следует давать малышу разнообразную пищу. Одни и те же продукты, например мясо или овощи, можно приготовить разными способами. Однообразная пища вызывает у ребенка притупление вкуса, нежелание есть непривычную для него пищу, как бы страх перед ней, который будет трудно преодолеть. Аппетит в значительной мере зависит и от состояния нервной системы ребенка. Перед едой не следует допускать ничего, что могло бы вызвать у него возбуждение: его нельзя занимать увлекательной и волнующей игрой или огорчать. Следует также избегать всего, что утомляет ребенка.

Во время кормления надо создать такую обстановку, чтобы ребенок мог сосредоточиться на еде и не отвлекался бы от нее присутствием посторонних людей. Лучше всего убрать со стола все вещи, не имеющие отношения к еде. Не следует сразу ставить на стол все блюда, которые ребенку полагается съесть.

Все предшествующие еде процедуры должны настраивать ребенка соответствующим образом. Перед едой ему моют руки, подвязывают салфетку, сажают на привычное место (желательно на высокий стул).

Кормить ребенка надо не торопясь и не торопя его; следующую ложку пищи ему надо давать только тогда, когда он проглотит предыдущую. Это правило родители, к сожалению, не всегда соблюдают, стараясь поскорее закончить кормление, или, озабоченные каким-либо другим делом, суют ребенку в рот ложку за ложкой, не заботясь о том, успевает он прожевать и проглотить пищу или нет. Если бы взрослые представили себя на месте ребенка, они смогли бы понять, как тягостно для малыша такое кормление.

Родители, конечно, замечали, что у одних членов семьи дети едят лучше, у других - хуже. Поэтому желательно, чтобы ребенка всегда кормил один и тот же человек, именно тот, кто вследствие присущих ему свойств характера, терпения, выдержки, справляется с этой процедурой особенно успешно.

Если у детей плохой аппетит, родители не должны показывать, что это их волнует. Дети, заметив, что их поведение за едой беспокоит взрослых, впоследствии могут прибегать сознательно к отказу от еды для того, чтобы добиться от родителей исполнения своих капризов.

Как укладывать ребенка спать

Большую тревогу у многих родителей вызывает то, что их дети с трудом засыпают и спят неспокойно. Основной причиной этого является несоблюдение режима сна: ребенка укладывают не в твердо установленные часы, а когда придется или когда родителям покажется, что ребенок хочет спать.

Приведем пример. Годовалый Саша, упитанный здоровый мальчик - любимец семьи. Взрослые то и дело возятся с малышом, носят его на руках. Вот кому-то показалось, что Саша хочет спать. Его укладывают в кроватку и стараются укачать, но это не удается: ребенок вертится и кричит. “Значит, не хочет спать”, - решают взрослые. Мальчика берут из кроватки и стараются чем-нибудь развлечь, ненадолго это удается, но скоро ребенок начинает плакать. Его снова кладут, но малыш не унимается. Саша действительно хочет спать, он даже переутомлен, но, возбужденный бестолковой возней с ним, не может заснуть. Дело обычно кончается тем, что его снова с раздражением укладывают, и мать, не считаясь ни с каким режимом кормления, сует малышу что-нибудь вкусное, и даже дает ему грудь. Саша успокаивается и засыпает, измучив родителей и измучившись сам.

Укладывать детей спать необходимо в установленное время, всегда в одни и те же часы. Только при этом условии у детей образуется прочная привычка и к определенному времени они захотят спать. Но даже если по каким-либо причинам сон придет не сразу, ни в коем случае не следует брать ребенка из кроватки.

Причиной плохого засыпания является обычно перевозбуждение ребенка перед сном. Такое перевозбуждение часто вызывают сами родители. В возрасте 1-2 лет ребенок становится особенно забавным, он многое понимает, на многое реагирует, многому подражает. Взрослые охотно играют с ребенком, забавляясь сами.

Лучшее средство привести ребенка в спокойное состояние - это предоставить ему возможность перед сном поиграть одному. Для этого, конечно, надо создать подходящие условия: дать игрушки, интересные для ребенка, но игры, с которыми не требуют быстрых движений; очень хорошо также выйти с ребенком на воздух и спокойно погулять.

Легко возбудимые дети обычно долго не засыпают потому, что лежа в кроватке они много двигаются. С трудом засыпают дети, которых раньше укладывали спать с завернутыми, а то и с завязанными руками и ногами. Когда впоследствии такой способ укладывания становится невозможным, дети, не имеющие привычки лежать со свободными руками и ногами, усиленно двигают ими, а это мешает им заснуть.

Те дети, движения которых во время бодрствования были ограничены, которых часто носят на руках, не чувствуют нормального физического утомления, содействующего хорошему сну. Поэтому детям должна быть предоставлена возможность побольше двигаться.

Приемы укладывания спать должны стать чем-то привычным для ребенка, неизменно изо дня в день повторяющимся, тогда они тесно свяжутся у него с представлением о сне и будут содействовать быстрому засыпанию. Желательно, чтобы укладывал ребенка спать всегда один и тот же человек. Само собой разумеется, что он должен делать все спокойно, ласково разговаривать с малышом.

Многие матери, боясь, что ребенку будет холодно во время сна, ставят его кроватку у горячей батареи, укрывают его теплым одеялом даже в достаточно теплой комнате. Между тем, как мы указывали, единственным верным средством, обеспечивающим хороший сон, содействующим быстрому засыпанию, является свежий, прохладный воздух. Поэтому в холодную пору года, если только мороз не больше 15-18° и нет северного ветра, с детьми надо выходить на улицу именно в те часы, когда им следует спать.

Необходимо по возможности полнее использовать для сна ребенка на воздухе раннюю весну: март, апрель. В это время в воздухе еще нет пыли, поглощающей ультрафиолетовые лучи солнца, необходимые детскому организму.

В летнюю пору, если вы живете за городом, для сна ребенка выберите тенистое место в саду. Если ребенок проводит лето в городе, в жаркую пору дня его лучше укладывать в прохладной комнате, а часы бодрствования проводить с ним на воздухе.

Укладывать ребенка спать на ночь надо в спокойной, привычной для него обстановке. Накрыв одеялом, погладив ребенка по головке, следует выключить яркий свет и уйти в другую комнату или в этой же комнате заняться чем-либо, стараясь не шуметь. Неяркий свет лампы, находящейся вдали от кроватки, не помешает ребенку спать. Когда же ребенок заснет,, взрослые могут негромко разговаривать, включить дополнительное освещение, но так, чтобы свет не падал на лицо ребенка.

Многие родители, желая, чтобы ребенок скорее заснул, носят его на руках, качают в кроватке, поют ему песни, дают пустышку. Эти неправильные приемы способствуют выработке у ребенка вредных привычек. Он уже-не в состоянии заснуть без укачивания, без пустышки.

Нередко можно видеть пустышку во рту у спящего на воздухе ребенка. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы эти “прибавочные раздражители”, как их называл известный врач-педагог профессор П. Ф. Лесгафт, стали привычной потребностью ребенка.

Порой матери, укладывая спать детей полутора-, двухлетнего возраста, чтобы успокоить их, рассказывают им что-нибудь, часто одну и ту же историю, например про то, что все детки спят, и киска спит, и курочки спят, и т, д. Однако подобные рассказы только мешают быстрому засыпанию. Так, двухлетний Федя постоянно требовал перед сном, чтобы мать рассказывала ему про то, как папа ехал на поезде, сам подавал реплики, делал добавления к рассказу и всячески старался не заснуть, чтобы подольше слушать любимый рассказ.

Привыкнув засыпать под рассказы, ребенок не отпускает от себя взрослого, и как только тот умолкает, почти уснувший малыш пробуждается. Вырастая, ребенок становится все требовательнее. Удовлетворять его требования взрослым нелегко, они раздражаются, наказывают ребенка.

Как уже говорилось, быстрее всего ребенок засыпает на свежем воздухе. Если же нельзя создать условий для сна на воздухе, то укладывать ребенка зимой надо в комнате при открытой форточке. За полчаса до того, как ребенку надо будет вставать, форточку закрывают.

Детей в возрасте после полутора лет при укладывании надо привлекать к некоторому самообслуживанию. Малыши это делают с удовольствием. Чтобы самообслуживание стало привычным, надо постоянно напоминать ребенку о том, что он должен делать: “Принеси стульчик; поставь около кроватки; сними ботинки или туфли (уже расшнурованные, расстегнутые), поставь их под стул; сними штанишки; все положи на стульчик”. Ребенок может сам влезть в кроватку.

Режим для ребенка в возрасте от года до полутора лет

Режим дня ребенка в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев должен обеспечить достаточную продолжительность сна в течение суток, промежутки между приемами пищи и периоды бодрствования, по длительности соответствующие потребностям организма ребенка этого возраста. Помимо своего громадного значения для здоровья малыша, правильный, точно соблюдаемый режим важен еще и тем, что он воспитывает дисциплинированность, устраняет почву для целого ряда столкновений между взрослыми и ребенком.

Устанавливая режим дня ребенка, необходимо учитывать сложившиеся у него привычки и потребности. Например, малыша в возрасте до полутора лет целесообразнее кормить после сна, тогда он будет лучше есть. Выспавшийся и накормленный ребенок весел, бодр и хорошо играет. Наигравшись, он быстро и крепко уснет. Таким образом, последовательность: сон, кормление, игра и снова сон до кормления - является наиболее рациональной, и ее следует сохранять до тех пор, пока ребенок не перейдет на одноразовый дневной сон.

Выдерживать такую правильную последовательность и не нарушать режим удается в том случае, если ребенок быстро засыпает и спит все установленное время, т. е. вплоть до самого кормления. Если же ребенок долго не будет засыпать и заснет только тогда, когда наступит время кормления, то разбуженный голодом, невыспавшийся, он во время еды станет капризничать и весь режим нарушится.

Чтобы ребенок быстро засыпал и спал крепко, следует выносить его во время сна на свежий воздух и возвращаться с прогулки к моменту кормления.

Годовалый ребенок может бодрствовать от 3 до З,5 часов подряд. Период бодрствования с возрастом все удлиняется, и к полутора годам ребенок может уже не спать 5 часов подряд.

От года до полутора лет режим ребенка примерно тот же, что и в 10 месяцев, т. е.: в 8 час. - завтрак, в 12 - обед, в 16 час. 30 мин.- полдник, в 19 час. 30 мин.- ужин; с 10 час. утра до 12 час. дня - первый дневной сон, с 15 час. до 16 час. 30 мин. - второй. Таким образом, в этом возрасте дети в течение дня спят 2 раза, едят 4-5 раз. Ночной сон должен начинаться в 20 часов.

Ослабленные после болезни или недоношенные дети должны спать два раза днем до 1 года 8 месяцев.

После года ребенка обычно уже не кормят грудью. Если же год ему исполняется весной или летом, то отнимать его от груди не следует до осени.

Некоторые родители переводят ребенка на одноразовый дневной сон в годовалом возрасте, а не с полутора лет. При этом ребенок, хотя спит один раз, но зато долго - 3 часа подряд. Такой режим, конечно, удобен для взрослых, так как оставляет больше свободного времени для домашней работы. Однако это вредно для ребенка, потому что в этом случае он спит днем обычно с 10-11 час. до 13-14 час, а ночной сон начинается в 20-21 час. Таким образом, между дневным и ночным сном ребенок бодрствует 6-7 часов, что для него утомительно. К тому же вечером все взрослые возвращаются с работы, они разговаривают и играют с малышом, он перевозбуждается, а это очень неблагоприятно отражается на его нервной системе.

Переводя ребенка на одноразовый дневной сон, родители часто объясняют это тем, что во второй раз он плохо засыпает и, очевидно, второй дневной сон для него излишен. В действительности это далеко не так: плохо засыпают именно нервные, возбудимые дети, перегруженные впечатлениями, которым второй сон особенно нужен. Поэтому, для того чтобы они быстро засыпали, следует создать необходимые условия.

Врачи отмечают, что чаще обращаются в консультацию с жалобами на “капризы”, неуравновешенное поведение, необъяснимый плач детей именно те родители, которые слишком рано перевели своих детей на режим с одноразовым дневным сном.

Режим для ребенка в возрасте от полутора до 2 лет

Многие дети к 1 году 5 месяцам начинают позднее засыпать, когда их укладывают первый раз днем, и иногда вовсе не засыпают второй раз. Это говорит о том, что их надо переводить на одноразовый дневной сон. Однако может случиться, что изменившиеся условия заставят опять перейти на двукратный дневной сон. Это бывает тогда, когда после жарких дней наступает похолодание или же ребенка вывезут за город: свежий, прохладный воздух в лесу, в саду способствует хорошему сну.

Если ребенок заболел, ему также необходимо днем спать два раза. Слабые дети должны жить по режиму с двукратным дневным сном до 1 года 8 месяцев.

Дети, легко возбудимые, чрезмерно подвижные, во время бодрствования затрачивают много энергии. Надо позаботиться о том, чтобы создать таким детям все условия, способствующие двукратному дневному сну. Дети, физически крепкие, спокойные, могут с 1 года 5 месяцев перейти на одноразовый дневной сон.

Родители должны стараться облегчить ребенку переход с двухразового сна на одноразовый, делать это постепенно. Например, нельзя уложить ребенка спать сегодня в 12 час. дня, если вчера его укладывали в 10 час. утра. Необходимо постепенно удлинять период бодрствования, доведя его до 5 часов подряд. Иначе внезапное изменение режима сна способно вызвать у ребенка переутомление, которое может выразиться в чрезмерном возбуждении, раздражении, нервном истощении.

С 1 года 5 месяцев ребенок может жить по следующему режиму (это переходный режим, когда ребенок постепенно приучается к распорядку дня с одним дневным сном): кормление в 7 час, 11 час, 15 час. и 19 час; дневной сон с 11 час. 30 мин. до 15 час; в 19 час. 30 мин. начинается ночной сон.

С 1 года 6 месяцев или с 1 года 8 месяцев этот режим несколько изменяется: кормление в 8 час, 12 час, 16 час, 20 час; сон с 12 час 30 мин. до 15 час или 15 час. 30 мин.; ночной сон с 20 час.- 20 час. 30 мин.

К 2 годам ребенок способен не спать 6 часов подряд. Режим детей этого возраста приближается к обычному режиму дня для дошкольников.

Ребенок от года до двух лет

В течение второго года жизни происходят значительные изменения в развитии ребенка. Когда вашему ребенку исполнился год, он лишь начинал самостоятельно ходить, а к 2 годам он не только может влезть на стулья, на кровать, но и ходить по лестнице, да не по-детски, а как взрослый, наступая по очереди то правой, то “левой ногой.

Особенно велики достижения ребенка в овладении речью: если к 1 году ребенок только начинал понимать речь взрослого, то к 2 годам он уже начинает говорить фразами, употреблять глаголы, местоимения, наречия, склонять существительные. Расширяется интерес ребенка ко всему окружающему.

Уровень развития ребенка зависит главным образом, как уже говорилось, от того внимания, которое уделяют родители его всестороннему воспитанию. В семье необходимо создать условия для полноценной, радостной жизни малыша.

Какие же задачи стоят перед родителями, воспитывающими ребенка 1-2 летнего возраста?

Во-первых, надо правильно организовать режим его дня, чтобы он соответствовал его возрастным особенностям. Только при этом условии могут быть обеспечены правильное развитие всего организма ребенка, его хорошее самочувствие. Если ребенок живет по режиму, в определенное время у него появляется желание есть и он с аппетитом съедает все, что ему положено, спокойно и быстро засыпает; он достаточное время бывает на воздухе. Режим дисциплинирует ребенка, предупреждает возникновение конфликтов между ним и взрослыми.