Первый месяц жизни – становление взаимоотношений ребёнка и взрослого


В первый месяц жизни у младенца формируются навыки контакта с окружающим миром и людьми. Малыш хотя и крохотный, но способен уже к бурному развитию, эмоциональному и интеллектуальному. Что же для этого необходимо? Наладить контакт. Матери в этом принадлежит главная роль - она должна понимать поведение ребенка, понимать его крики, хныканье, гримасы, движения. Ей необходимо как можно раньше научиться распознавать, что малыш "хочет сказать" и в чем он нуждается. Со временем маме удается правильно интерпретировать любые движения малыша и отвечать на них определенным образом - между матерью и младенцем возникает действенный контакт.


Для облегчения понимания "языка" младенца известный голландский врач Хайнц Прехтель выделил пять состояний, в которых может находиться ребенок:


1. Глубокий сон. Ребенок неподвижен, его глаза закрыты, дышит ровно, не реагируя на свет и шум.

2. Фаза сна. Глаза у ребенка закрыты, но он производит какие-то движения. Это состояние называется  "активным сном". Иногда маме кажется, что малыш проснулся, на самом деле он спит, хотя такой сон может легко прерываться какими-то внешними раздражителями.

З. Фаза активного бодрствования. Ребенок лежит уже с открытыми глазками и готов к общению; внимательно слушает, если ему что-то говорят, наблюдает, широко раскрыв глаза, за происходящим вокруг. Это лучшее время для общения родителей с малышом.

4. Фаза пассивного бодрствования. Новорожденный по-прежнему сконцентрирован на чем-то, но его тело находится в покое, почти неподвижно. Если попытаться его отвлечь в такие моменты - он раздражается и начинает плакать.

5. Плач. Это основной и самый мощный сигнал, посылаемый ребенком. В среднем, младенцы плачут 3-4 часа в день. Обычно родители быстро учатся распознавать различные оттенки плача, зарождается дальнейшее взаимопонимание между ребенком и взрослым. Игнорировать плач ребенка не стоит, хотя некоторые специалисты советуют именно это. Если ребенку уже на первых неделях отказывают во внимании и в общении, он может впоследствии стать замкнутым и робким. Исследования показывают, что дети, на плач которых не обращали внимания в первые недели жизни, часто становились плаксами позднее, в возрасте З-5 лет.

Дети издают много странных звуков во время сна и бодрствования - и это нормально. Просто дыхательная система ребенка еще несовершенна. Ребенок может сопеть так громко, что родители начинают подозревать простуду. Но в большинстве случаев это происходит оттого, что переносица новорожденного расположена слишком низко - и воздух с трудом проходит через носовые каналы. Постепенно, по мере того как ребенок растет, переносица поднимается выше и сопение постепенно исчезает.

Дети часто икают, особенно после еды. Мамам кажется, что у ребенка проблемы с желудком, но это не так. Ребенок начинает меньше икать, когда нервная система уже в состоянии контролировать диафрагму.

Обычно ребенок храпит во время сна. Причина - вибрация мягкого нёба во время дыхания. Новорожденные дети часто чихают, но это не простуда. Это реакция при пробуждении на яркий свет. Чих даже полезен, он прочищает носовые ходы.


Уже при первых контактах между малышом и взрослым человеком закладываются основы дальнейшего воспитания.

Вот три основных совета, на которые необходимо опереться в воспитании будущей личности:

Во-первых, покажите малышу свою любовь, наладьте с ним контакт. Относитесь к малышу трепетно, и вы будете вознаграждены. Взаимопонимание станет основой для дальнейших отношений друг с другом.

Во-вторых, никогда, ни при каких обстоятельствах не раздражайтесь! В отличие от человека говорящего, малыш может выразить свое недовольство единственным способом  - криком или плачем. Иногда очень трудно понять, что именно его беспокоит. Но нужно постараться это определить. Необходимо найти и устранить причину (или причины) беспокойства малыша. И тогда улыбка ребенка будет вам наградой.

В третьих, никогда не выясняйте отношений между собой, не кричите, если вас слышит ребенок (малыш может испугаться, и это отложится на подсознательном уровне).


Улыбка, ласковое слово, поглаживание и ношение на руках крайне необходимы в общении с малышом. Не надо бояться избаловать ребенка, до трех месяцев это невозможно (по мнению психологов, он еще многое не способен сохранить в памяти), но почувствовать и полюбить вас, сблизиться с вами — способен. Если вы берете ребенка на руки, качаете его, нежно прижимая к себе и ласково разговаривая,  это не значит, что вы его балуете. Вы даете ему первые уроки доброты, любви к окружающим. Если младенец чувствует себя любимым; окружен вниманием, заботой и нежностью, то у него вырабатывается доверие к миру, к людям, к окружающим событиям. Создается фундамент человеческой души: положительное отношение к самому себе и окружающим, уверенность, умение правильно оценивать свои силы, инициативность. Такой малыш растет веселым, любознательным, приветливым. К другим людям он относится с симпатией и интересом, способен вступать в длительные, глубокие и теплые отношения с ними.


Содержательность общения зависят от форм взаимодействия со взрослым и физического контакта с ним. Кормя малыша грудью, мама удовлетворяет сразу несколько его потребностей: в пище, сосательном рефлексе и телесном контакте. Благодаря этому, стимулируется его температурная, тактильная, вкусовая, обонятельная чувствительность.

Одновременно мать передает новорожденному то эмоциональное состояние, которое сама переживает в этот момент, - происходит общение на подсознательном уровне. Приобретая такой чувственный и эмоциональный опыт, малыш сначала принимает действия матери как адресованные ему сообщения и отвечает на них соответствующим образом. В дальнейшем его действия и реакции становятся средством обращения к матери.

При этом создаётся атмосфера общения и устанавливаются практические "сигнальные связи" взрослого человека с младенцем.

Родители должны знать, что роль взрослого в психическом развитии ребенка с первых дней жизни уникальна - взрослый является проводником для ребенка в большой мир.